таможенное декларирование

Автоматическая диспетчеризация
или ТИХАЯ РЕВОЛЮЦИЯ в оформлении

Колонка эксперта

Материал подготовлен совместно Александром Куденко
Практика ВЭД с 2014 года 

Предыстория

Планы по автодиспетчеризации не ждут

Как известно многим участникам ВЭД, у ФТС был план.

Это план по внедрению алгоритма автоматического распределения (диспетчеризации) деклараций на товары между таможенными органами. Задача, ставшая для ФТС особенно актуальной с началом процесса концентрации приема деклараций в 8 электронных таможнях на всю страну.

Идея диспетчеризации была заложена еще в 2011 году приказом ФТС России № 845, который утвердил порядок совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования.

В 2019 и 2020 году эта идея получила второе дыхание в приказах Минфина № 185н и 187н, устанавливающих компетенции акцизной и энергетической таможен.

Завершил этот процесс приказ Минфина России от 31.03.2021 № 51н "О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций", проект которого с ноября 2020 года находился «на паузе», не добравшись до Минюста, и поэтому не сулил скорой реализации его положений на деле.

Накануне, в декабре 2020 года, заместитель начальника ОТПиТК СОТК УТУ на консультативном совете с участниками ВЭД прямо сообщил, что с 1 февраля все же планируется внедрение нового алгоритма распределения деклараций и даже представил критерии, по которым она будет работать:

  • декларации на товары, требующие специальной компетенции таможенного органа, распределяются в ЦЭДы, наделенные такими компетенциями (подакцизные, энергетические и отдельные таможенные посты);
  • декларации на товары, перемещаемые через морские (речные, озерные) пункты пропуска, будут распределяться на Балтийский, Новороссийский и Владивостокский ЦЭД, а перемещаемые через воздушные пункты пропуска в ЦЭДы Внуковской, Домодедовской и Шереметьевской таможен;
  • в общем случае декларации юридических лиц будут распределяться по региональному принципу (ИНН декларанта);
  • право самостоятельного выбора ЦЭДа предоставляется только при декларировании таможенного транзита, участникам ВЭД низкого уровня риска и в других специально оговоренных случаях.

Позволю заметить, что этот новый "удобный" порядок оформления не учел, например, что на всю страну у нас всего три "морских" ЦЭДа! Следовательно, все пребывающие морем грузы, НЕЗАВИСИМО от того, вывозится далее груз транзитом или нет, должны будут выстроиться в очередь в этих трех ЦЭДах. У участников ВЭД не будет права выбора, т. к. даже после подачи декларации на местный ЦЭД автоматическая диспетчеризация распределит ее в ЦЭД, у которого установлена компетенция по оформлению груза, прибывшего морским видом транспорта.

И вот наконец наступило 1 февраля 2021 - день, которого мы так с вами «радостно» ждали. ФТС России запустила новый алгоритм автоматического распределения деклараций и заявлений о выпуске до подачи декларации, не дожидаясь вступления в силу этого приказа Минфина. И тут нас ждал неприятный сюрприз.

Практика

экспериментальный Алгоритм распределения деклараций в деле

Вот несколько реальных примеров того, как работает новый алгоритм, с которыми мы столкнулись в первые дни работы алгоритма на практике:

  1. груз прибыл во Владивосток, далее оформили транзит в Москву. По прибытию груза в Москву после подачи декларации на т/п Московский областной, декларация автоматически распределилась на т/п Владивостокский. Участник ВЭД, преимущественно перевозил груз транзитом из Владивостока, чтобы декларировать груз по факту прибытия в место назначения и избежать риска огромного обеспечения со стороны Владивостокской таможни, дополнительных проверок и досмотров, для которых у каждой таможни свои установки, да и известная «развязность рук» имеет место быть.
  2. декларант зарегистрирован в СПб, груз прилетает в Шереметьево воздушным транспортом, ДТ подаем на Урал, а попадаем в Авиационный (ЦЭД).
  3. Груз находится в Рязани. ИНН декларанта начинается на 77 и его ДТ распределена на Центральный ЦЭД. В то время как у декларанта аналогичного груза, но с ИНН, начинающегося на 50, ДТ «упала» на ЦЭД МОТ.
  4. Груз находится на Московском СВХ, декларант зарегистрирован в Новосибирске, и при подаче на Областной Московский ЦЭД декларация «упала» на Сибирский ЦЭД. 

Кстати, а вы подписаны на наш телеграм канал? Там мы рассказываем о ВЭД и обсуждаем горячие темы, делимся советами и проводим бесплатные прямые эфиры. Вы пока подпишитесь, ну а мы продолжаем...

Прогноз

Хотели как лучше, а получилось как всегда

В ответ на вопрос о причинах столь стремительного поворота к диспетчеризации, нам дали понять, что в таможенных органах ФТС России проводится «тестирование данного алгоритма», в первую очередь между ЦЭДами, где сосредоточен основной массив деклараций на товары.

Однако интересно узнать, чем будут заниматься остальные 3 десятка ЦЭДов, сформированных для опять же для нашего «удобства».

С уверенностью могу сказать, что инфраструктура ни ЦЭДов, ни портов, на которые перераспределена нагрузка по новому алгоритму, не предусматривает увеличение объема досмотров и выпуска таможенных деклараций в несколько раз, а штатное расписание в таможне осталось без изменений.

В проигрыше оказались и участники ВЭД, отнесённые к категории низкого уровня риска, которым предоставлено право подачи ДТ в любой таможенный орган вне зависимости от местонахождения товаров. После так называемого "тестирования" внедрения алгоритма автоматического распределения деклараций, даже они не могут воспользоваться данным правом.

Есть вероятность, что ситуация будет развиваться по примеру недавнего издания приказа Минфина России № 27н, когда ЦАТ не справлялся и все просто остановилось. Поднялась волна в СМИ и приказ отменили, но сколько убытков это стоило участникам ВЭД, история умалчивает.

подведем итоги эксперимента

По состоянию на февраль 2021 года на практике наблюдалось следующее :

  • механизм диспетчеризации «включен» таможенными органами в рамках эксперимента;
  • диспетчеризация реагирует на загруженность ЦЭДов и распределяет ДТ либо по виду транспорта и месту прибытия груза, либо по КПП декларанта;
  • разница в часовых поясах также учитывается в зависимости от местонахождения груза, и ДТ распределяется от Дальнего Востока до Запада, при этом ИНН декларанта учитывается в большей степени.

Настройка налету

UPD март 2021

ФТС, тем не менее, делает работу над ошибками и первоначальный вариант диспетчеризации "докручивается" с учетом практики. Например, изначально установленное распределение деклараций по ИНН декларанта было заменено на более привычное и удобное распределение по КПП.

Подробнее об этом представитель ФТС рассказал на вебинаре, проведенном 9 февраля.

ИТОГО: действующий алгоритм автоматической диспетчеризации деклараций

Обще правило - по КПП декларанта (филиала, ОП) или по месту нахождения товара, если декларант - иностранное лицо.

Декларация регистрируется ЦЭДом той электронной таможни, которая подчинена региональному таможенному управлению, к региону деятельности которого относится КПП декларанта (филиала, ОП).

Например: 

КПП начинается на 54 = Новосибирская область = Сибирское таможенное управление = Сибирская электронная таможня = Сибирский электронный пост (ЦЭД)

См. приказ Минфина России от 31.03.2021 № 51н «О полномочиях таможенных органов по регистрации таможенных деклараций» 

исключение № 1

Подакцизные и "энергетические" товары (+/-исключения по кодам товаров)

Приказ Минфина № 185н от 08.09.2020:
Акцизный специализированный таможенный пост (ЦЭД) + другие таможенные посты и таможни для отдельных действий (выдача акцизных марок, декларирование грузов по бумажным ДТ и транспортным документам).

Приказ Минфина № 238н от 19.10.2020:
ЦЭД и региональные энергетические таможенные посты ЦЭТ

Исключение № 2

по виду транспорта

ЭД на товары, перемещаемые через:

  • морские (речные, озерные) и смешанные ПП, регистрируются в ЦЭДах, подчиненных РТУ, к региону деятельности которого относится ПП:
СЗТУ - Балтийский таможенный пост (ЦЭД) Балтийской таможни;
ЮТУ - Новороссийский таможенный пост (ЦЭД) Новороссийской таможни;
ДВТУ - Владивостокский таможенный пост (ЦЭД) Владивостокской таможни;

  • воздушные пункты пропуска, относящихся к региону деятельности Внуковской, Домодедовской и Шереметьевской таможен (Московский авиационный узел), регистрируются:
на Авиационном таможенном посте (ЦЭД) Шереметьевской таможни.

Обратите внимание, что не любой авиа ПП означает, что ДТ попадает в АТП ЦЭД Шереметьевской таможни.

Регионы деятельности таможен можно проверить тут.

Исключения остальные

по процедуре, полномочиям поста, специфике товара...

  • ТП, регион деятельности которых включает только пункт пропуска через границу, могут принимать декларации:
на товары, перемещаемые физическими лицами;

подаваемые с использованием транспортных (перевозочных) документов по решению КТС № 263;

некоторые товары, помещаемые под специальную таможенную процедуру;

на таможенный транзит и реэкспорт убывающих из этого пункта товаров.

  • По указанному декларантом коду таможенного органа при декларировании:
процедуры таможенного транзита;

ДТ на бумаге;

подаваемые с использованием транспортных (перевозочных) документов по решению КТС № 263 и экспресс-грузы по решению №143 (если не исключено по виду транспорта);

товаров для личного пользования;

лицензируемого ФСВТС России экспорта и товаров, перемещаемых  с ним в одной партии;

с особенностями (выпуск до подачи ДТ).

  • Специфика для некоторых таможенных постов и видов товаров (ТСМП по месту перемещения, СТЗ, проекты «Сколково», «Сахалин-1,2», МПО, карнеты АТА, Абхазский и Юго-Осетинский ТП…)


Колонка эксперта

Материал подготовлен совместно Александром Куденко
Практика ВЭД с 2014 года