возврат таможенных платежей 2019

ВОЗВРАТ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ - НОВЫЙ старый ПОРЯДОК

Неравномерность вступления в силу нового закона о таможенном регулировании и появление ЕЛС усложнили возврат излишне уплаченных таможенных авансов и платежей.

Разбираемся - какие нормы действуют, что куда в каких случаях подавать и как вернуть таможенные платежи в случае частичного отказа в выпуске товаров.

Глобальные изменения таможенного законодательства 2018 года внесли сумбур в вопросы администрирования таможенных платежей, как для самих таможенных органов, так и для участников ВЭД.

С одной стороны, в 2018 году вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, который в п. 4-7 ст. 67 отнес к компетенции национального законодательства государств-членов регулирование порядка и сроков возврата (зачета) сумм:

- ввозных/вывозных таможенных пошлин,

- налогов,

- авансовых платежей,

-денежных средств (денег), внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

С другой стороны, обновленное таможенное законодательство РФ, определяющее новый порядок уплаты и возврат авансовых и таможенных платежей  (положения статей 28, 30, частей 5 и 6 статьи 34 и статей 35, 36, 42, 44, 45, 67 - 70 Федерального закона "О таможенном регулировании" № 289-ФЗ), было "заморожено" до вступления в силу необходимых поправок на уровне ЕАЭС - соглашений к Протоколам (Приложениям №5 и 8) к Договору о ЕАЭС, устанавливающим порядок зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин их перечисления в доход бюджетов государств-членов ЕАЭС и порядок применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

До настоящего времени такие поправки к протоколам не приняты, хотя проекты соответствующих соглашений планировались к передаче на рассмотрение Высшего Евразийского экономического совета в декабре 2018 года.

И поэтому пока вопросы уплаты и возврата таможенных платежей продолжают регулироваться Федеральным законом 2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", действующим в части:

- ст. 116. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов

- ст. 117. Исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

- ч. 4 и 5 ст. 120. Уплата процентов

- ст. 121. Уплата авансовых платежей

- ст. 122. Возврат авансовых платежей

- ч. 2 и 3 ст. 128. Порядок и формы уплаты таможенных сборов

- ч. 1 ст 129. Взыскание и возврат таможенных сборов

- ст. 147  - 149 Главы 17. Возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств

Подготовительная работа к вступлению в силу изменений к Договору о ЕАЭС и Закону РФ № 289-ФЗ по вопросам платежей ведется и на уровне ФТС России.

Разрабатываются новые формы документов :

- заявления о возврате авансовых платежей (приказ ФТС России от 10.01.2019 № 7);

-  заявления о зачете денежного залога в счет авансовых платежей, оформленного в виде электронного документа (приказ ФТС России от 14.01.2019 № 25);

- заявления о прекращении использования генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, внесенного в форме денежного залога, в виде электронного документа (приказ ФТС России 14.01.2019 № 26);

- заявления о зачете денежных средств, уплаченных в качестве авансовых платежей, в счет денежного залога (приказ ФТС России от 14.01.2019 № 27);

- заявления лица, внесшего авансовые платежи, об использовании авансовых платежей в связи с получением уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (приказ ФТС России от 16.01.2019 № 33);

- уведомления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы (приказ ФТС России от 22.01.2019 № 87);

- акта выверки расходования денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей (приказ ФТС России от 22.01.2019 № 88).

Однако, как было сказано выше, все они вступят в силу вместе с поправками к вышеупомянутым Протоколам (Приложениям №5 и 8) к Договору о ЕАЭС.

А жизнь и платежи тем не менее текут своим чередом, поэтому возникает закономерный вопрос...

КАК ВОЗВРАЩАТЬ ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ ДО ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ ПОЛОЖЕНИЙ О ПЛАТЕЖАХ ЗАКОНА № 289-ФЗ? 

Пока вопросы уплаты и возврата таможенных платежей продолжают регулироваться Федеральным законом 2010 года № 311-ФЗ, таможенные органы и участники ВЭД продолжают руководствоваться принятым на его основании приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520, которым утверждены действующие формы:

- заявления о возврате авансовых платежей;

- заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств;

- заявления о возврате (зачете) денежного залога.

Но при этом всеобщий перевод участников ВЭД на систему ЕЛС вносит свою специфику в вопросы возврата платежей. Подробнее о том, как ЕЛС изменил ситуацию с таможенными платежами, вы можете прочитать тут.

С учетом этого в настоящее время существуют два варианта возврата таможенных платежей:

вариант 1

возврат на лицевой счет плательщика в системе ЕЛС

Этот вариант действует по умолчанию.

Предмет: суммы излишне уплаченных/взысканных таможенных платежей, налогов и денежного обеспечения (залога).  При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов. Поскольку постановления по делам об административном правонарушении также являются документами начисления, отражаемым в системе ЕЛС, то и штрафы по таким делам также отражаются по лицевому счету плательщика и при отмене соответствующего постановления, засчитываются в счет авансовых платежей на лицевом счете в ЕЛС.

Основаниепоступление в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или отражение в нем иных обстоятельств, определенных статьей 67 Таможенного Кодекса ЕАЭС, в соответствии с которыми был выявлен факт излишней уплаты или излишнего взыскания (оспоренное взыскание или отказ в выпуске ДТ, прекращение обеспечиваемого залогом обязательства или замена обеспечения)

Форма: зачет в счет авансовых платежей. Денежные средства отражаются в качестве авансовых платежей на счете в ЕЛС в разрезе КБК, по которому они были первоначально перечислены

Заявление плательщика: не требуется, зачет осуществляется в информационной системе таможенных органов.

Уполномоченный орган: региональное таможенное управление / Калининградская областная  таможня, администрирующие лицевой счет плательщика в ресурсе ЕЛС. В случае, если зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, не произведен, необходимо обращаться за разъяснением ситуации в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование и который обязан подать информацию о платежах и в информационную систему таможенных органах.

Срок: в течение рабочего дня таможенного органа с момента поступления информации в систему, и отображается на лицевом счете в системе ЕЛС на следующий рабочий день.

вариант 2

ВОЗВРАТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ИЗ СИСТЕМЫ ЕЛС НА БАНКОВСКИЙ СЧЕТ ПЛАТЕЛЬЩИКА

Предмет: суммы авансовых платежей, учитываемых на лицевом счете плательщика в ЕЛС

Основание: заявление плательщика (в бумажном виде) по форме, утв. приказом ФТС России № 2520 + подтверждающие  его статус и перечисление авансовых платежей документы, предусмотренные ст. 122 Закона №311-ФЗ для авансовых платежей.

Уполномоченный орган: рассмотрение заявления о возврате авансовых платежей и принятие решения о возврате авансовых платежей, а также решений о выплате процентов осуществляет региональное таможенное управление / Калининградская областная таможни по месту налогового учета плательщика

Срок принятия решения о возврате и возврата сумм: 1 месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (определяется ст. 147 Закона № 311-ФЗ). При нарушении указанного срока на сумму, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты по действующей в этот период ставке рефинансирования ЦБ РФ за каждый день нарушения срока возврата.

Срок подачи заявления: 3 года со дня последнего распоряжения авансовыми средствами либо со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства.

Получатель: плательщик (его правопреемник), зачисление средств производится в рублях на банковский счет, указанный в заявлении о возврате.

КАК ВЕРНУТЬ ПЛАТЕЖИ В СЛУЧАЕ ЧАСТИЧНОГО ОТКАЗА В ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ?

Вопрос о возврате платежей особенно актуален в ситуации частичного выпуска товаров по ДТ.

С одной стороны, п. 5 ст. 67 ТК ЕАЭС и п. 1 ст. 148 Закона №311-ФЗ явным образом указывают на необходимость возврата сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации, в случае отказа в выпуске товаров по такой ДТ.

С другой стороны, в них ничего не сказано о случае, когда выпущена только часть товаров по декларации, а по другой части принято решение об отказе в выпуске. 

Настроенная на такую формулировку закона информационные системы таможенных органов "Лицевые счета - ЕЛС" и "АИСТ-М" не позволяют списать с лицевого счета платежи "частично", то есть только за выпущенный товар, в связи с чем в ЕЛС списывается вся сумма по декларации.

Во "Временном порядке работы с ресурсом ЕЛС" (утв. приказом ФТС России № 1329 от 24.08.2018), указано, что сведения для  возврата/зачета платежей в ЕЛС отражаются "на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из КДТ или ... иных обстоятельств, определенных статьей 67 Кодекса Союза" (п. 34).

То есть для зачета (восстановления на личном счете в ЕЛС) пошлин, уплаченных по товарам, в выпуске которых отказано, нужны:

- либо КДТ декларанта, даже если он не согласен с отказом в выпуске,

- либо полностью "отказная" ДТ.

Этот недочет регулирования признают и сами таможенные органы, в связи с чем отдельные таможенные управления дают частные разъяснения подобного содержания. 

Необходимые для возврата части таможенных платежей изменения в декларацию оформляются КДТ в соответствии с п. 10 вышеупомянутого "Временного порядка" следующим образом:

"В качестве распоряжения на использование денежных средств и их списание с лицевого счета на основании корректировки декларации на товары (далее- КДТ) помимо указания в графе В КДТ ИНН плательщика либо ИНН таможенного представителя (в случае, если таможенные платежи уплачиваются таможенным представителем) рассматривается указание: 

в колонке "Изменение" суммы фактически уплачиваемых денежных средств в соответствии с указанной КДТ; 

в колонке "Предыдущая сумма" проставляется общая сумма таможенного, иного платежа, указанная в графе В ДТ (если внесение изменений (дополнений) в сведения об уплате (взыскании) таможенных, иных платежей с применением КДТ производится впервые) или в колонке "Сумма" графы В предыдущей КДТ (если внесение изменений (дополнений) в сведения об уплате (взыскании) таможенных, иных платежей производилось ранее); 

в колонке "Сумма" указывается сумма, состоящая из уплаченного ранее и уплачиваемого в соответствии с указанной КДТ таможенного, иного платежа за все товары, сведения о которых указаны в ДТ. 

В случае, если в соответствии с информацией, указанной в графе 47 КДТ, выявляется факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, данные суммы отражаются в колонке "Изменение" со знаком минус и учитываются при заполнении колонки "Сумма"."

После принятия КДТ таможней оформления, соответствующие данные попадут в информационную систему ЕЛС и на следующий день суммы платежей по товарам, в выпуске которых отказано, будут отражены на лицевом счете плательщика.

Если статья была для вас полезной,
поделитесь ссылкой на нее

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Задайте вопрос нашим экспертам или выберите подходящий курс обучения

ДА

Другие публикации в Блоге

для эффективной работы
в сфере таможенного оформления и ВЭД

Быть в курсе

Мы пишем не часто, но всегда по делу.
Подпишитесь на нашу @рассылку и получите бонус