мечты VS. реальность
ВЭД = Непредсказуемо + Долго + Дорого + Трудоемко
Если ВЭД не является любимым увлечением руководства или профильным способом заработка для компании, то в большинстве случаев - это неизбежное зло, необходимое для того, чтобы закупить или продать товар, сырье или оборудование, отремонтировать это оборудование или поучаствовать в иностранной выставке.
И какой импортер не мечтает, чтобы этой самой ВЭД не было, а товар оказался на складе с минимальными накладными расходами (не берем в расчет схемы с недобросовестным возмещением НДС).
Но если идеал пока недостижим, то хочется сделать хотя бы какие-то из составляющих внешнеэкономической деятельности предсказуемее, дешевле, быстрее и менее трудозатратными.
Сэкономить!
в поисках эффективности
Экономия на масштабе
Возьмем жизненную аналогию с выбором способа перемещения - на такси и собственном авто?
Конечно, выбор в этой сфере может быть и чисто эмоциональным (кому-то нравится водить, кто-то этого панически боится). Но если говорить о рациональных доводах, то ездить на такси имеет смысл, когда сочетаются несколько факторов:
- количество поездок в месяц невелико;
- альтернативные расходы использования такси ниже, чем у собственной машины (в дороге можно работать, не надо парковать, чинить, страховать...);
- сервис такси в регионе достаточно развит и скорость реакции на заявки в среднем сопоставима с временем прогрева и выпарковки собственного авто;
- долгосрочные инвестиции в покупку и содержание автомобиля выше суммарных текущих расходов на поездки в такси.
Но если вы ездите каждый день, хорошо с удовольствием водите и ориентируетесь в городе, то суммарные расходы на такси, скорее всего, будут выше инвестиций в свое авто, и выбор становится очевидным - покупать автомобиль и водить самому, а если цена вашего часа высока, то даже нанимать штатного шофера.
Даже не прибегая к сложным расчетам становится очевидно, что экономия возникает там, где сочетаются системность и профессионализм пользователя или исполнителя.
в поисках эффективности
Из крайности в крайность
Способ организации ВЭД в компании определяется эффективностью ее участия в каждом из этапов этого вида деятельности: от поиска контрагента до прибытия товара на склад.
Диапазон вариантов тут довольно широкий и на примере импорта он выглядит так:
- полностью устраниться из ВЭД и покупать товар у дилера/оптовика в России или если если дилеров нет - передать на аутсорсинг все этапы ВЭД от поиска поставщика до доставки груза в Россию ;
- самостоятельно найти поставщика и вести переговоры с ним, а на аутсорсинг отдавать только технические вопросы - оформление документов, валютные расчеты, таможенное оформление и перевозку (так называемые "поставки под контракт"). Обычно это функионал менеджера ВЭД;
- самостоятельно заключить и оплатить внешнеторговый контракт, а подрядчикам поручить сбор необходимых для ввоза документов, таможенное оформление, организацию перевозки (здесь менеджер ВЭД тоже справится, но понадобится более высокая квалификация);
- стать самостоятельным декларантом и все делать самим, кроме отдельных этапов (сертификации или перевозки). Здесь функционала менеджера ВЭД недостаточно, и подключаются собственные логисты и специалисты по таможенному оформлению;
- самостоятельно осуществлять весь цикл ВЭД (что крайне редко);
- добавить в цепочку поставок собственную компанию производителя/экспортера в стране-отправления.
в поисках эффективности
Истина где-то посередине
Если какой-то этап ВЭД в работе компании становится системным (для него можно составить относительно устойчивый алгоритм) - это верный признак того, что здесь возможна экономия на масштабе за счет создания собственной инфраструктуры.
Учитывая специфику ВЭД, системность - это повторяемость в масштабе месяца.
Зачастую в месяце можно выделить типовые внешнеторговые поставки, а в году - экзотические случаи ВЭД. Например, при регулярной закупке сырья изредка возникает необходимость ввезти производственную линию или отправить сложный станок на ремонт поставщику, поучаствовать в выставке за рубежом и т.п.
Попытка самостоятельно осилить нетипичные таможенные процедуры или маршруты перевозки может надолго отвлечь штатных сотрудников от работы, в которой они являются профессионалами, и не гарантирует, что работа будет сделана быстро и предсказуемо.
Чем хорош аутсоринг ВЭД?
- повышает предсказуемость ВЭД-процессов для непрофильных направлений за счет бОльшего опыта;
- использует более разнообразные инструменты таможенного инжиниринга и логистики, чем доступны участнику ВЭД;
- несет понятную и взыскиваемую ответственность за ошибки и некачественную работу, чем штатный сотрудник;
- позволяет получить оптовые ставки на накладные расходы (сертификация, перевозка, СВХ);
- подстраховывает, если нет возможности содержать взаимозаменяемых сотрудников на период больничных и отпусков;
- разделение ответственности перед таможней (таможенные представители несут солидарную ответственность с декларантом, а в случае "поставки под контракт" и вовсе полную самостоятельную ответственность);
- позволяет быстро свернуть или перестроить ВЭД, если условия или отклик рынка изменились;
- компенсирует реакцию системы управления рисками (СУР) таможенных органов на новых участников ВЭД, которая подвергает всех "первогодок" более пристальному контролю при каждой поставке.
Имеет смысл сочетать преимущества разных способов организации ВЭД - типовые поставки обрабатывать своими силами, а "экзотику" отдавать на аутсорс тем, кто на ней как раз и специализируется.
Кстати, в роли такой "экзотики" также могут выступать корпоративные стартапы - "продукты-гипотезы", для которых еще не известно, стоит ли создавать и настраивать собственную инфраструктуру. Переход между вариантами организации ВЭД, о которых сказано выше, зачастую являются естественным путем развития стартапов, оказавшихся жизнеспособными - от полного аутсорсинга до максимально доступной интеграции в деятельность компании.
Кстати, а вы подписаны на наш телеграм канал? Там мы рассказываем о ВЭД и обсуждаем горячие темы, делимся советами и проводим бесплатные прямые эфиры. Вы пока подпишитесь, ну а мы продолжаем...
Когда выгоден свой
специалист по таможенному оформлению
В бизнесе решения, в первую очередь, должны приниматься из рациональных соображений, поэтому давайте просто посчитаем:
Базовая стоимость обучения 1 специалиста в "Таможенной Лиге" составляет от 17 000 до 30 000 руб. (практическое декларирование) + до 30 000 руб. (теоретическая подготовка). Если кандидат уже имеет опыт декларирования или специалистов несколько, то расходы на обучение одного сотрудника уменьшаются кратно.
Цена поиска готового специалиста на рынке труда сопоставима с этими расходами, но бывает, что переход уже работающего в компании менеджера ВЭД или логиста в статус специалиста по таможенному оформлению и экономит время на адаптацию, а также дает создает сотруднику мотивацию за счет чувства карьерного роста.
Комплект необходимого для декларирования (на примере ПО Альта-ГТД) на 6 месяцев - около 12 000 руб. (с учетом скидки на подключение для клиентов), на последующие 6 месяцев - около 13 500 руб. Итого 25 500 руб. в год.
Средний пакет деклараций (50 шт. на 6 месяцев по 6 000 руб.) - 12 000 руб. в год.
Изготовление электронной подписи, необходимой для декларирования (может также использоваться на сайте ФТС, ФНС России) сроком действия 1 год - 3 900 руб. в год.
Заработная плата штатного специалиста по таможенному оформлению (если он не совмещает функции менеджера ВЭД и логиста), с учетом налогов и платежей во внебюджетные фонды составляет в среднем начинается от 45 000 руб. в месяц, то есть 540 000 руб. в год.
Итого стартовый бюджет расходов на самостоятельное декларирование составит 641 400 руб. в первый год, а среднемесячные расходы - 53 450 руб. в месяц.
Даже при средней цене декларирования монотоварных поставок 10 000 руб. / ДТ (контейнер, трансп. средство), переход на самостоятельное таможенное оформление окупается за год при объеме декларирования более 5 деклараций в месяц.
А если оформление ваших типовых поставок обходится дороже, то выгода от обучения собственного специалиста становится очевидной.