Как с ЦЭДом единым жить будем?

Виртуализация и роботизация - то, что неизбежно постигнет все отрасли деятельности с выверенными механизмами и алгоритмами работы.

Единые ЦЭДы и электронные таможни, разговоры о которых начались еще в 2014 году, уже становится реальностью таможенного оформления.

Делимся наблюдениями и прогнозами, как это изменит привычные реалии декларирования.

Создание единой сети из электронных таможен и ЦЭДов основано на весьма свежем Решении коллегии ФТС России от 29.05.2018, согласно которому реформирование таможенных органов будет осуществляется в три этапа: 

- 2018 год - создание электронных таможен в Приволжском, Уральском, Северо-Кавказском таможенных управлениях, а также концентрация декларационного массива в ЦЭДах Владивостокской, Московской областной и Калининградской областной таможен. 

- 2019 год - создание Авиационной и Сибирской электронных таможен и соответствующих ЦЭДов, а также концентрация декларирования в ЦЭДах Центральной акцизной, Центральной энергетической, Балтийской и Московской областной таможен. 

В настоящее время в России уже присвоены коды и функционируют 4 электронные таможни: - Приволжская в Нижнем Новгороде - Уральская в Екатеринбурге - Северо-Кавказская в Минеральных водах - Сибирская в Красноярске.

- 2020 год - создание электронных таможен в Центральном, Дальневосточном, Северо-Западном и Южном таможенных управлениях:

Северо-Западная электронная таможня будет создана на базе Санкт-Петербургского ЦЭДа Санкт-Петербургской таможни.

В подчинении Дальневосточной электронной таможни будут находиться 2 ЦЭДа:

- созданный в 2011 году Владивостокский таможенный пост (ЦЭД), подчиненный сейчас Владивостокской таможне, и в которому будет производиться оформление грузов, прибывающих в морским и воздушным транспортом. 

- Дальневосточный таможенный пост (ЦЭД), подчиненный Дальневосточной электронной таможне, для декларирования товаров, прибывающих иными видами транспорта. 

Кстати, а вы подписаны на наш телеграм канал? Там мы рассказываем о ВЭД и обсуждаем горячие темы, делимся советами и проводим бесплатные прямые эфиры. Вы пока подпишитесь, ну а мы продолжаем...

СПЕЦИФИКА ЦЭДов

Руководство ФТС России в интервью Российской газете в октябре 2018 года так прокомментировало специфику работы ЦЭДов:

"...это офис, в котором идет работа с документами в электронном виде, где нет присутствия участников внешнеэкономической деятельности. Нет их контакта с таможенниками и никакой коррупции. Всего же будет 16 Центров электронного декларирования, которые разместятся в основном в региональных центрах страны."

Электронная таможня подчиняется региональному таможенному управлению, но в отличие от обычной таможни, в ее подчинении находится только специфический таможенный пост - ЦЭД, а функционал не распространяется на меры фактического контроля.

С благими целями трансформации таможенной системы можно ознакомиться в докладе нынешнего главы ФТС России Владимира Булавина.

Помимо ускорения, упрощения и повышения прозрачности таможенных процедур, предполагается, что после пересечения границы импортный груз не шел в центральные регионы страны и крупные мегаполисы под таможенным транзитом для завершения процедур, а сразу после таможенной очистки мог двигаться в любом направлении. Это должно было обеспечить сокращение времени доставки товаров до конечного потребителя.

Интересным в этом смысле является опыт таможенных органов Казахстана:

"... в Казахстане электронное декларирование ввели в три этапа. 01.10.17 транзит, 01.01.18 экспорт, 01.04.18 остальные процедуры.

Не без кома первого блина конечно, но сейчас всё идет в нормальном темпе.

Я сотрудник, но вижу очень большие плюсы для услугополучателей, в первую очередь в антикоррупционном плане. Контакт между сотрудником и УВЭД минимизирован. Время простых и несложных декларации, без нетарифки вылетают по зеленому коридору меньше чем за минуту, в машину заложена СУР и она сама выбирает меры минимизации рисков, направляет на досмотр, на экспертизу или назначает документальный контроль (желтый коридор или красный, в зависимости от характера груза и степени риска).

Основной акцент сделан на пост-таможенный контроль.

Думаю в Вашем случае - это дело времени. Мы тоже в начале сталкивались в определенных случаях со сложностями, до сих имеют места вопросы по особенностям декларирования, но все эти вопросы возникают из за новизны. В большинстве случаев, проблемы решаются активным содействием брокеров..."

Источник

Согласно заявленным руководством ФТС в январе 2019 года планам, к концу 2020 года на территории России будут функционировать три категории таможен: фактического контроля, электронные и полнофункциональные. 

Таможни фактического контроля и подчиненные им таможенные посты будут осуществлять фактический контроль перемещения товаров, а также частичное декларирование отдельных категорий товаров. 

Электронные таможни и ЦЭДы будут непосредственно заниматься электронным декларированием и документарным контролем. 

Полнофункциональная таможня может проводить как декларирование, так и фактический контроль товаров

Как заявил Первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов в своем апрельском выступлении на встрече ВЭД-клуба газеты «Ведомости»:

«К концу 2020 года таможенное оформление будет сконцентрировано в 16 ЦЭДах. Авторегистрация должна быть доведена до 99% деклараций, автовыпуск – до 80% деклараций участников ВЭД низкого уровня риска. Таким образом, 2/3 декларационного массива будет выпускаться без участия инспектора.
Важной задачей при создании ЦЭД являлся разрыв непосредственного контакта таможенного инспектора с правом выпуска и участника ВЭД – для минимизации коррупционных рисков. При этом по всем вопросам оформления товаров можно обратиться на «горячие линии».

В глобальном смысле система таможенных органов медленно, но верно, идет по пути:

- "облачности" таможенных баз и их интеграции в единую систему с базами других государственных органов России (так называемое "единое окно");

- интеграции с таможенными базами других стран, в частности Китая, когда сопоставление данных импортных и экспортных деклараций станет автоматическим. В вышеупомянутом интервью руководство ФТС сетует на то, что с Китаем уже достигнуты договоренности по всем ключевым вопросам, кроме... раскрытия цены поставляемого товара, ссылаясь на коммерческую тайну :)

Но даже Китай однажды не устоит перед глобальной и неизбежной тенденцией к интеграции и автоматизации, хотя торг может оказаться долгим.

А теперь расскажем, какие тренды таможенного декларирования для участников ВЭД все это несет по нашем мнению:

1. работать в стиле "всегда так делали" без понимания нормативных правил, больше не получится, пропадут устоявшиеся практики работы с конкретными инспекторами и постами, например: 

- применение 1 метода при безвозмездных поставках за счет указания цены для таможенных целей и приложения счёта-проформы; 

- указание веса герметичной/асептичной тары на основании заключений поставщика или стороннего эксперта, для того, чтобы не учитывать ее вес в нетто весе груза.

2. время ответа ЦЭДа сократится и работать можно будет круглосуточно, но вместе с тем повысится степень индифферентности инспекторов и снизится уровень их экспертности в нестандартных случаях - таможне придется чем-то жертвовать ради автоматизации процесса декларирования. Вспомните колл-центр банка или мобильного оператора... Сложные случаи будут рассматриваться самыми высококомпетентными сотрудниками, но их мало по сравнению с потоком декларирования, поэтому рассмотрение будет медленным или происходить только в случае явного конфликта с участником ВЭД.

3. просто позвонить и выяснить, в чем проблема, не получится, а обжаловать решения и действия ЦЭДа в суд станет более проблематичным, так как обжалование производится по месту принятия решения, а если ЦЭДы будут размещены даже не по областям, а только по регионам, то судебное обжалование для участников ВЭД из других городов региона, чем ЦЭД, станет весьма затруднительным и не оперативным методом воздействия на таможенный орган. Самым ярким примером является принятие судом обеспечительных мер для недопущения списания таможней доначислений по требованиям. Конечно, арбитражная судебная система тоже внедряет электронные технологии коммуниакаций, но во многих случаях бумажные документы и личное присутствие до сих пор имеют значение. 

4. Увеличение числа элементов системы за счет разделения таможен фактического контроля, ОКЭПов и ЦЭДов, неизбежно приведет к погрешности коммуникации между ними, по крайней мере, в первый год работы. Уже сейчас участники ВЭД, декларирующие в Приволжской электронной таможне жалуются на то, что сроки выпуска составляют не 1, как обещано, а 4-5 дней. Перемены не всегда проходят гладко.

5. Упрощение первичного контроля повлечет необходимость усиления вторичного контроля в последующие 3 года после декларирования, и он станет "хлебом с маслом" для таможен фактического контроля на местах и все более эффективным с учетом тенденции к интеграции информационных систем ФНС и ФТС России.

6. Переход таможни на облачные технологии, централизация функционала и снижение накладных расходов на содержание аппарата на местах потребует от декларантов аналогичных мер интеграции - объединение и аутсорсинг непроизводственных, но требующих высокой компетенции функций, связанных с ВЭД (как например, вопросы классификации и юридического сопровождения).

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Задайте вопрос нашим экспертам или
выберите подходящий курс обучения

ПОДРОБНЕЕ