таможенное регулирование

Верховный суд обновил отраслевой свод судебной практики

UPD от Верховного Суда

Старые правила на новый лад

Важное событие для всех, кому приходится спорить с таможней!

По прошествии почти 2-х лет с даты вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС Верховный суд обновил отраслевой свод судебной практики применения таможенного законодательства, выпустив Постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 49.

Ранее, несмотря на ссылки на уже устаревший Таможенный кодекс ТС и Федеральный закон №311-ФЗ, участникам ВЭД и судам приходилось руководствоваться Постановлением Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", которое теперь признано недействительным.

В целом обновленное Постановление посвящено тем же темам, что и в 2016 году, и сравнимо по объемам:

- система нормативных актов в таможенных вопросах 

- таможенная стоимость 

- классификация товаров 

- таможенный контроль и взыскание таможенных платежей 

- возврат таможенных платежей 

- особенности рассмотрения дел с участием граждан 

- 42 пункта вместо 38

16 фишек правоприменения

Коротко о главном в постановлении № 49

В целом подходы постановления демонстрируют все большее проникновение в таможенную сферу принципов и презумпций, уже давно применяемых в налоговом законодательстве - добросовестность, осмотрительность участников ВЭД, действительность и экономическая целесообразность операций, прозрачность и понятность нормативного регулирования и правоприменения.

Из нововведений Постановления Верховоного Суда № 49 стоит отметить:

- разбивку пунктов Постановления на разделы для удобства навигации по документу (ранее пункты шли подряд без указания тематики, к которой они относятся);

- решение коллизии между решениями Комиссии ЕЭК и российским правоприменением в пользу стабильности понимания правил игры  участниками ВЭД - в случае принятия Комиссией ЕЭК решений, противоречащих сложившейся правоприменительной практике государственных органов РФ (например по вопросам классификации товаров), акты последних подлежат применению до окончания срока их действия, а на участников ВЭД не может быть возложена обязанность по уплате дополнительных платежей, если они уплатили причитающиеся по ранее действовавшим актам платежи до издания Комиссией таких решений и добросовестно полагали, что обязанность по уплате таможенных платежей исполнена ими полностью;
- явным образом указано на презумпцию достоверности информации, представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе;

- более явно на контроль таможенной стоимости распространен принцип налогового контроля действительности сделки - важно подтвердить факт заключения сделки на определенных условиях, а технические недостатки документов не могут положены в основу вывода о неподтвержденности заявленных сведений о ней;

- подтверждать таможенную стоимость надо в процессе таможенного контроля, а не в суде - с одной стороны таможенный орган теперь не может произвольно отказаться от права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, с другой стороны и декларантам явно указано на то, что представлять в суд дополнительные документы, подтверждающие таможенную стоимость при оспаривании излишнего взыскания таможенных платежей, только, если обоснует отсутствие объективной возможности предоставить его в процессе таможенного контроля;
- незаявление (неполнота заявления) декларантом одного или нескольких дополнительных начислений при применении 1го метода определения таможенной стоимости не является основанием для отказа в применении этого метода, если необходимые документы появились у таможенного органа при проведении таможенного контроля;

- признана приемлемой сложившаяся уже практика представления декларантами пояснений об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения при контроле таможенной стоимости;

предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой, при этом декларант, ввозя товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должен заранее позаботиться о документах, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота;

- фактически признано право таможенных органов на расчетное определение таможенной стоимости в рамках 1го метода, если декларант не подтвердил действительную стоимость товара в ответ на имеющуюся у таможенного органа информацию о другом уровне цен;

- определена функция суда в спорах о классификации товаров по ТН ВЭДсуд оценивает представленные доказательства, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации и признают верной или неверной классификацию заявленную сторонами спора, но не выходит за рамки исследования заявленных сторонами кодов (не проводит классификацию самостоятельно);

- официальное признана возможность ссылаться на международную практику классификации товаров по ТН ВЭД (решения иностранных таможенных органов), а также возможность учета международных принципов регулирования, в частности о неприменении существенных штрафов при неумышленном характере ошибок, допущенных в ходе декларирования товара (напомним, что сейчас административная ответственность за недостоверное декларирование наступает независимо от формы вины декларанта или его таможенного представителя).

- определен предельный срок пересмотра вышестоящим таможенным органом решения нижестоящего органа, вынесенного в отношении декларанта в порядке проведения таможенного контроля - он ограничен общим трехлетним сроком на проведение таможенного контроля;

- еще один налоговый принцип ("осмотрительность") распространен на приобретателей незаконно ввезенного товара - они становятся солидарно обязанными плательщиками доначисленных таможенных платежей при условии, что такой приобретатель знал или должен был знать о незаконном перемещении (ввозе) товаров, проявив ту степень осмотрительности, какая от него требовалась по характеру исполняемого обязательства и условиям оборота, а также учитывая доказательств, представленных таким лицом в опровержение доводов таможенного органа;

- уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей могут быть оспорены как ненормативные акты таможенных органов, при этом суд дает оценку законности решения таможенного органа, во исполнение которого направлено соответствующее уведомление;

- признано незаконным начисление пеней на суммы доначислений таможенных платежей в случае фактического отсутствия потерь бюджета - когда одновременно в федеральном бюджете находились авансовые платежи, или излишне уплаченные/взысканные таможенные платежи, превышающих сумму доначислений;

- период внутриведомственного обжалования акта/действия таможенного органа, в том числе если жалоба не была рассмотрена по существу, не включается в 3-х месячный срок обращения в суд, то есть по сути приостанавливает течение срока на судебное обжалование.

Если статья была для вас полезной,
поделитесь ссылкой на нее

Другие публикации в Блоге

для эффективной работы
в сфере таможенного оформления и ВЭД

Быть в курсе

Подпишитесь на нашу @рассылку.

Мы пишем не часто, но всегда по делу