UPD от Верховного Суда
Старые правила на новый лад
Важное событие для всех, кому приходится спорить с таможней!
По прошествии почти 2-х лет с даты вступления в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС Верховный суд обновил отраслевой свод судебной практики применения таможенного законодательства, выпустив Постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 № 49.
Ранее, несмотря на ссылки на уже устаревший Таможенный кодекс ТС и Федеральный закон №311-ФЗ, участникам ВЭД и судам приходилось руководствоваться Постановлением Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", которое теперь признано недействительным.
В целом обновленное Постановление посвящено тем же темам, что и в 2016 году, и сравнимо по объемам:
- система нормативных актов в таможенных вопросах
- таможенная стоимость
- классификация товаров
- таможенный контроль и взыскание таможенных платежей
- возврат таможенных платежей
- особенности рассмотрения дел с участием граждан
- 42 пункта вместо 38
16 фишек правоприменения
Коротко о главном в постановлении № 49
В целом подходы постановления демонстрируют все большее проникновение в таможенную сферу принципов и презумпций, уже давно применяемых в налоговом законодательстве - добросовестность, осмотрительность участников ВЭД, действительность и экономическая целесообразность операций, прозрачность и понятность нормативного регулирования и правоприменения.
Из нововведений Постановления Верховоного Суда № 49 стоит отметить:
- разбивку пунктов Постановления на разделы для удобства навигации по документу (ранее пункты шли подряд без указания тематики, к которой они относятся);
- решение коллизии между решениями Комиссии ЕЭК и российским правоприменением в пользу стабильности понимания правил игры участниками ВЭД - в случае принятия Комиссией ЕЭК решений, противоречащих сложившейся правоприменительной практике государственных органов РФ (например по вопросам классификации товаров), акты последних подлежат применению до окончания срока их действия, а на участников ВЭД не может быть возложена обязанность по уплате дополнительных платежей, если они уплатили причитающиеся по ранее действовавшим актам платежи до
издания Комиссией таких решений и добросовестно полагали, что обязанность по уплате
таможенных платежей исполнена ими полностью;
- явным образом указано на презумпцию достоверности информации, представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя
опровержения которой лежит на таможенном органе;
- более явно на контроль таможенной стоимости распространен принцип налогового контроля действительности сделки - важно подтвердить факт заключения сделки на определенных условиях, а технические недостатки документов не могут положены в основу вывода о неподтвержденности заявленных сведений о ней;
- подтверждать таможенную стоимость надо в процессе таможенного контроля, а не в суде - с одной стороны таможенный орган теперь не может произвольно отказаться от
права на запрос у декларанта документов и (или) сведений, в том числе
письменных пояснений, необходимых для установления достоверности и
полноты проверяемых сведений, с другой стороны и декларантам явно указано на то, что представлять в суд дополнительные документы, подтверждающие таможенную стоимость при оспаривании излишнего взыскания таможенных платежей, только, если обоснует отсутствие объективной возможности предоставить его в процессе таможенного контроля;
- незаявление (неполнота заявления) декларантом одного или нескольких дополнительных начислений при применении 1го метода определения таможенной стоимости не является основанием для отказа в применении этого метода, если необходимые документы появились у таможенного органа при проведении таможенного контроля;
- признана приемлемой сложившаяся уже практика представления декларантами пояснений об экономических и иных разумных причинах значительного отличия стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, имеющейся у таможенного органа, которые должны быть приняты во внимание при вынесении окончательного решения при контроле таможенной стоимости;
- предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой, при этом декларант, ввозя товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должен заранее позаботиться о документах, подтверждающих действительное приобретение товара по такой цене и доступных для получения в условиях внешнеторгового оборота;
- фактически признано право таможенных органов на расчетное определение таможенной стоимости в рамках 1го метода, если декларант не подтвердил действительную стоимость товара в ответ на имеющуюся у таможенного органа информацию о другом уровне цен;
- определена функция суда в спорах о классификации товаров по ТН ВЭД - суд оценивает представленные доказательства, подтверждающих
сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара,
имеющих значение для его правильной классификации и признают верной или неверной классификацию заявленную сторонами спора, но не выходит за рамки исследования заявленных сторонами кодов (не проводит классификацию самостоятельно);
- официальное признана возможность ссылаться на международную практику классификации товаров по ТН ВЭД (решения иностранных таможенных органов), а также возможность учета международных принципов регулирования, в частности о неприменении существенных штрафов при неумышленном характере ошибок, допущенных в ходе декларирования товара (напомним, что сейчас административная ответственность за недостоверное декларирование наступает независимо от формы вины декларанта или его таможенного представителя).
- определен предельный срок пересмотра вышестоящим таможенным органом решения нижестоящего органа, вынесенного в отношении декларанта в порядке проведения таможенного контроля - он ограничен общим трехлетним сроком на проведение таможенного контроля;
- еще один налоговый принцип ("осмотрительность") распространен на приобретателей незаконно ввезенного товара - они становятся солидарно обязанными плательщиками доначисленных таможенных платежей при условии, что такой приобретатель знал или должен был знать о незаконном перемещении (ввозе) товаров, проявив ту степень осмотрительности, какая от него требовалась по характеру исполняемого обязательства и условиям оборота, а также учитывая доказательств, представленных таким лицом в опровержение доводов таможенного органа;
- уведомления о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей могут быть оспорены как ненормативные акты таможенных органов, при этом суд дает оценку законности решения таможенного органа, во исполнение которого направлено соответствующее уведомление;
- признано незаконным начисление пеней на суммы доначислений таможенных платежей в случае фактического отсутствия потерь бюджета - когда одновременно в федеральном бюджете находились авансовые платежи, или излишне уплаченные/взысканные таможенные платежи, превышающих сумму доначислений;
- период внутриведомственного обжалования акта/действия таможенного органа, в том числе если жалоба не была рассмотрена по существу, не включается в 3-х месячный срок обращения в суд, то есть по сути приостанавливает течение срока на судебное обжалование.
Кстати, а вы подписаны на наш телеграм канал? Там мы рассказываем о ВЭД и обсуждаем горячие темы, делимся советами и проводим бесплатные прямые эфиры